Дети любят все, что окружено завесой тайны: непонятное завораживает. Но есть тайны, передаваемые от одного поколения другому, которые бывают гнетущим бременем.
Тайны чудесные и тайны печальные…

Светлые, радостные «тайны» — это подарки на день рождения, спрятанные в платяном шкафу, это потайной кладик, закопанный под елью, о котором знают только Саша и Сережа — и больше никто-никто на свете! А вот свежие следы на снегу — здесь явно потоптался Дедушка Мороз. Сверкающие ледяные узоры на окне комнаты, которые остались не иначе как от ночного визита Снежной королевы. Все завораживает… Но есть и иные бывают порой фатальны. Поведение пятилетней девочки в детском саду отличалось необычайной агрессивностью тайны — черные, как ночь. «Cкелет в шкафу» — груз, который угнетает семью, тянет ее в мир лжи, чувства вины и испуганного ожидания того момента, когда правда выйдет наружу. Такие тайны опасны тем, что, спрятанные до поры до времени, они грозят взрывом в будущем. Почему определенные события и факты часто годами и десятилетиями остаются в семье темой, закрытой для обсуждения? Потому что хочется пощадить родственников, потому что не хочется, чтобы дети узнали то, с чем едва справляются взрослые. Однако последствия такого поведения взрослых.

Она кусалась и царапалась, не могла играть с другими детьми без ссор. Первый ребенок в этой семье, мальчик, еще до рождения девочки утонул в пруду — ему было всего два года. Воспитывая дочь, родители находились в постоянном напряжении. Понять их, конечно, можно: они всего боялись и следили теперь за каждым ее шагом. С дочерью они никогда не говорили об этой трагедии, не хотели, чтобы она горевала. Однако невысказанная печаль грозной тенью сопровождала ребенка от самого рождения. Только после того, как они рассказали дочери о брате, напряжение в семье спало, что отразилось и на поведении девочки: она стала более спокойной. Тайная печаль родителей угнетает ребенка, его агрессивность означает скрытый призыв о помощи. Это понятно даже дилетанту в психологии. Труднее altклассифицировать такие случаи, когда дети перерабатывают в себе то, что впрямую вроде бы никак их не затрагивает. Вот семилетний мальчик уже давно ходит только на цыпочках. В конце концов выяснилось, что в семье был трагический момент: близкий родственник два года тому назад покончил здесь жизнь самоубийством. Мальчик почти физически ощущал смерть, о которой ничего не знал, потому что в семье никогда о ней не говорили.

Дети с их невероятным чутьем на все необъясненное, невысказанное, подавленное, чутко улавливают семейную ложь, и она становится — нередко вплоть до деталей — составной частью их повседневной жизни. Мелкими кражами в магазинах и дома восьмилетняя девочка реагировала на семейную тайну, связанную с ее отцом, который якобы находился в длительной заграничной командировке, а на самом деле сидел в тюрьме за воровство и растрату.
У тайн своя логика

Начав рассказывать какие-нибудь не очень правдивые истории, приходится всегда быть начеку, тщательно следить за тем, чтобы не выдать себя. Со временем такой постоянный самоконтроль очень утомляет. Лучше пойти другим путем. Если направить всю энергию, которая затрачивается на сохранение тайны, уходя при этом от правды жизни, на преодоление этого негатива (возможно даже с помощью психотерапевта), то это может стать подлинным освобождением, облегчением для всей семьи, и прежде всего для детей, которые больше всего нуждаются в защите. Каждое поколение должно иметь право на некоторую обособленность. И конечно, есть тайны, которые идут только на пользу всей семье.

Тайны взрослых. Проблемы отца в отношениях с коллегами, ссоры матери со свекровью — это темы для взрослых, которые не должны обсуждаться с детьми. Однако это не означает, что нужно игнорировать детские вопросы. Ответа типа: «Об этом взрослые говорят только между собой» будет вполне достаточно. С другой стороны, атмосфера в семье неблагополучна, если создаются союзы, обособляющиеся от одного из взрослых: например, когда мать, сделав крупную покупку, выходящую за рамки семейного бюджета, просит не говорить об этом отцу и на глазах у ребенка прячет покупку.

Отношения между супругами, а также тяжелые семейные истории (например, алкоголизм близкого родственника, крупные долги отца или деда) и прочие подобные проблемы — дело только взрослых членов семьи. Однако, если дети уже начали задавать вопросы, то отвечать на них надо откровенно — естественно, учитывая детский возраст. Например, так: «Наша тетя злоупотребляет алкоголем. Это болезнь, но она не хочет лечиться, и нас, конечно, это злит».

Тайны между детьми. Первый поцелуй — в это посвящена только старшая сестра. Схватил двойку — брат никогда не выдаст. У детей есть секреты от родителей, но они посвящают в них своих братьев и сестер. Это укрепляет взаимоотношения между детьми внутри семьи: тебя ценят как союзника, и у тебя здесь есть союзники. Поэтому родителям следует терпимо относиться к такой склонности детей посекретничать между собой.

Несерьезные тайны. К здоровым семейным секретам относятся, разумеется, и те, которые сохраняются из желания подарить радость близкому человеку. Большой скрытностью сопровождается, как правило, подготовка к празднованию юбилейных дней рождений, семейных дат, торжеств или особых событий. Даже взрослые охотно вспоминают подробности и рассказывают о том возбуждении, которое они испытывали в детстве, когда родители доверяли им такого рода «секретные задания».
Коротко о главном. Где проходит граница между хорошей и гнетущей тайной?

Всякая тайна, угнетающая человека на протяжении длительного времени, угнетает и его семью. В таком случае важно не просто подавлять ее в себе, а принять и осмыслить правду — при необходимости с помощью психотерапевта. Тайны оказывают разрушительное действие и там, где затрагиваются жизненно важные права человека. Это относится, например, к тяжелым болезням, которые не следует скрывать от больного, или к происхождению ребенка, которое невозможно утаивать долгое время.
Это важно. Дети обожают тайны, они нуждаются в них.

Во-первых, потому что фантазия помогает внести порядок в часто необъяснимо сложный мир: то, что им пока непонятно, двух-, пятигодовалые малыши переводят в царство волшебства. Позднее секреты становятся неотъемлемой частью взросления. Дневник, хранящийся в ящике письменного стола, тайный язык общения, понятный только подружке, убежище на ветвях дерева, о котором знает только друг… Эти сокровенные ценности — личные тайны — первые триумфы их независимости. Дети хотят самостоятельно решать, кому они могут доверить свой секрет: каждый должен иметь свое личное пространство.
Ольга Дель, педагог

От admin