Шторы из потрескивающих стеблей камыша, бамбуковые циновки, гербарии в вазах и на стенах, мебель из необработанного дерева и камня — все это элементы экодизайна. Мало кто задумывается, что модный сегодня экостиль — самое древнее направление декоративного прикладного искусства. Нашим пещерным предкам и в голову не приходило, что тысячелетия спустя наброшенная на кусок скалы шкура превратится в апогей интерьерного дизайна.
Надо сказать, что далеко не все страны изменили традициям, поддавшись искушению «приободрить» дома искусственной красотой. Почти вся Юго-Восточная Азия продолжает исповедовать близость к природе, лишь слегка омрачая интерьер из бумаги и дерева достижениями научно-технического прогресса.
Стиль, который сегодня принято называть экологическим, произрос из неприятия общественным сознанием массовой вырубки лесов (что неминуемо вело к удорожанию продукции из дерева), а также повального увлечения товарами из пластика в середине шестидесятых годов двадцатого столетия. Холодный гибкий материал, как ни старался, не мог согреть жилище и душу терзаемого сомнениями человека, и в начале девяностых был потеснен изделиями из даров природы.
Первыми о необходимости возвращения в дома экостиля смекнули рачительные скандинавы. Отказавшись от арт-экспериментов, шведские производители мебели (во главе с основателем IKEA Ингваром Кампрадом) начали создавать до нелепого простые модели из плохо отесанной березы и сосны, которые мигом обосновались в гостиных модников от дизайна.
К началу 21 века благодаря мебельным мега-моллам типа IKEA и JISK жители больших городов получили возможность обставлять свои дома и квартиры добротной, качественной и недорогой мебелью из натуральных материалов. Простая в применении, соответствующая мировым стандартам качества (за плечами мебельных гигантов — сертификация ISO 9000 и 14000) продукция «прописалась» и в малогабаритных бюджетных «однушках», и в роскошных виллах.
Предметы интерьера из натуральных материалов хороши всем: теплые, красивые, экологически чистые, они призваны дарить радость и хорошее самочувствие своим владельцам. Минус только один: как и все живое, они недолговечны.
Колючие циновки рассыхаются, обои из рисовой бумаги желтеют и истлевают, а каменные изваяния теряют блеск. Средний срок жизни коврика из кокосового койра или листьев агавы составляет пять-семь лет, а настенные и напольные панели из пробки (несмотря на указанный производителями десятилетний срок использования) нуждаются в замене еще чаще — раз в три года. Кора пробкового дерева впитывает запахи и не любит воду.
Если вы решили сделать ремонт в экостиле, посетите выставки народного творчества. Причудливые изделия из сучьев, композиции изо льна, глины и высушенных овощей (вспомним «косы» из чеснока и лука) сделают интерьер уникальным. Если строительство дома только предстоит, обратитесь к опыту финского архитектора-органика Алвара Аалто, спасшего жизнь десяткам деревьев, которые прорастают сквозь бетонные перекрытия зданий.