Трагифарсовая история футбольного клуба «Томь» покинула узкоспортивные пределы и стала общественной новостью, а, стало быть, я — как негласно ответственный за «физическое воспитание» на этих виртуальных страницах — тоже хотел бы сказать пару слов.

«Томь» не платит своим игрокам ни зарплату, ни премиальные с самого начала сезона. Она оказалась на грани банкротства и снятия с чемпионата премьер-лиги. И, не сумев найти денег, стала бить в набат, в набатище, в Царь-Колокол. Проводили митинги и демонстрации, устраивали собрания и пикеты. И наконец обратились, чтоб время даром не тратить, непосредственно к президенту. Президент рассмотрел и посодействовал. В результате сам господин Сечин на совещании с губернатором Крессом объявил, что спонсоры выделят «Томи» 315 миллионов рублей. 90 миллионов — компания «Томскнефть», по 45 миллионов — «Транснефть», ТНХК, ТГК-11, МСРК и группа «Альянс».

Я думаю, на сегодня это — лучшая спортивная история года. Отражающая все великолепное устройство нашего спорта. Есть две главных спортивных модели. Советская, когда спорт финансируется государством, и западная, где государственная помощь невелика, а спортивные команды финансируются исключительно частными лицами или корпорациями. В России произвели гибрид: когда, например, Сечин может собрать совещание и сообщить шести крупным фирмам, что отныне они добровольно спонсируют футбольную команду и не менее добровольно выделяют ей столько-то и столько-то. Так же как советские граждане некогда чуть ли не по ползарплаты добровольно отдавали за облигации госзайма или платили взносы в ДОСААФ, ОСВОД и еще бог знает куда. У нас единицы среди спортивных клубов живут действительно на частные деньги. Остальные финансируются или напрямую из бюджета, или «на кривую» — путем фактического изъятия денег у компаний в пользу команд.

При этом те же томичи громче всего голосили про «социальную роль» футбола. Эта роль существует. И футбол очень нужен многим тысячам людей. Есть города, где нет вообще никаких развлечений, кроме футбола раз в неделю. Но давайте не забывать, что речь идет о профессиональном спорте и о самом популярном его виде. Это — разновидность шоу-бизнеса, это — зрелище, на которое приходят посмотреть тысячи людей. Это — то, что показывают по телевидению. То есть то, что должно ну хоть что-то зарабатывать само, а не тратить бюджетные деньги. Да, я знаю, что даже в развитых странах футбол, как правило, убыточен. Что у нас телевидение не платит сотни миллионов за право показа футбола, что билеты на стадион дешевы, что рекламный рынок недоразвит. То есть объективно уровень доходов нашего профессионального спорта и футбола пока невелик. Но уровень расходов-то от «лучших образцов» не отстает!

Я понимаю, что футболисты всегда будут получать больше пенсионеров, врачей и учителей, что их карьеры закончатся уже лет в 35, и к этому времени надо постараться обеспечить себе и своим семьям достойное будущее. Но в тот момент, когда по всей стране тысячи людей теряют работу, а сотни предприятий закрываются, аморально выходить с просьбами типа «дайте нам денег, а то мы не можем платить нашим форвардам и вратарю 15-20-30 тысяч долларов в месяц»! И это еще не самые большие зарплаты. Есть у нас и такие кудесники кожаного мяча, кто получает по 10 тысяч евро в сутки! И чтобы у них была возможность получать эти деньги, государственные мужи нагибают скопом крупные фирмы, и те выкладывают миллионы.

Для фирм это, может, и не так много, но ведь эти траты наверняка не были заложены в их бюджеты. И то, что столько месяцев спонсоры никак не находились добровольно (без кавычек), тоже ведь не просто так. Это не лишние деньги, потому что сейчас нет лишних денег. Но их где-то нашли и отдали в Томск.

Кстати, почему именно в Томск? Почему эта история получилась такой громкой? При всем уважении к этой команде, за ней нет ни великой истории, ни великих побед. Когда говорят, что ее потеря стала бы катастрофой, то это — сильное преувеличение. Почему тогда не называют катастрофой гибель волейбольного ЦСКА, бывшего фактически синонимом советского мужского волейбола и его олимпийских побед? Пермский «Урал-Грейт» дважды был чемпионом России по баскетболу, а сейчас тоже банкрот. Знаменитый воскресенский «Химик» тоже остался без денег и не сыграет в КХЛ. Допустим, футбол важнее. Но почему тогда не спасать легендарнейшее московское «Торпедо», сгинувшее аж в 3-ей, любительской лиге? Или серебряного призера чемпионата России волгоградский «Ротор», канувший на бескрайних просторах? За этот год прекратило существование порядка трех десятков команд в разных видах спорта, многие из которых куда славнее «Томи», но они получили шиш без масла, а «Томь» — 315 миллионов.

А тут, я думаю, проявилась новейшая тенденция. Можете назвать ее пикалевским опытом. Там люди, доведенные действительно до края, прокричали на всю страну и чего-то добились. И этот опыт переняли другие. Только кричать стали не только те, кому реально не на что надеяться, но и такие товарищи, как в Томске. Умение разыграть трагедию, обить пороги, поднять народ, достучаться до небес — все это сейчас в цене. Но разве нет иного пути? Какой толк от 300-миллионой подачки? Эти деньги истратят. Истратят, кстати, неизвестно как. Потому что хорошо известно, что значительная часть бюджетных денег, выделенных на профессиональные клубы, вульгарно разворовывается их так называемыми менеджерами.

Про кризис стало понятно еще осенью. У всех было время предпринять что-то. Время было, не убеждайте меня в обратном! И далеко не все вылетели в трубу. И далеко не все из спасшихся — это топ-клубы с громкими именами. Томский бюджет оценивают по-разному, поскольку бюджеты у наших команд закрытые. У мадридского «Реала» или «Манчестер Юнайтед» бюджеты прозрачны, а у «Томи» нет. Но говорят про 25-30 миллионов долларов. Которых у команды не было. В бюджет заложили виртуальную сумму, и теперь собирают ее с помощью Медведева и Сечина! А если ужаться в расходах? Не покупать дорогих игроков и не платить безумные откаты их агентам? Продать кого-то из лидеров, чья зарплата уже не по карману? Селиться не в пяти звездах, а хотя б в четырех, летать не регулярными, а чартерами? Это даже не столько про Томск, сколько в целом. Были такие, кто понял, что в кризис-то уж точно невозможно жить на широкую ногу. Но таких было меньшинство.

Говорят: а как же борьба за высокие места? Но если у вас нет денег и вы не можете позволить себе чемпионские траты — живите по средствам и ставьте реальные задачи. «Томь» могла распрощаться с премьер-лигой. Досадно, но это — не конец света. Если есть деньги только на первую лигу, поиграйте пока там, нет и на первую, поиграйте во второй — большой беды не будет. Разбогатеете — вернетесь. Вот владикавказская «Алания», некогда чемпион России, между прочим, опустилась до второго дивизиона, но ничего, постепенно оживает, на будущий год есть все шансы вернуться в высшее общество. И «Томь» поиграла бы годик-другой «этажом ниже».

А если уж горожане действительно жить без команды не могут, если нам говорят, что «Томь» представляет всю Сибирь и вообще весь Восток страны — так объявите подписку! Пусть граждане перечислят по тысяче рублей. Тысяча рублей — это, может, и много, но если любовь велика, то эта трата уже и не настолько разорительна, верно? А если болельщиков и вправду миллионы, так можно и без Сечина собрать неплохую сумму. Но никто же ведь не перечислит деньги! Будут митинговать и требовать, чтобы государство заплатило. Заплатило тем, кто должен зарабатывать сам, кто называет себя профессионалами, менеджерами, толкует о рынке и ворочает миллионами у.е. Только не своими, а чужими. Полученными словно на паперти.

Кризис — это отличная возможность извлечь некоторые уроки. Пускай мы на какое-то время отступим с нынешних позиций, но мы должны в спорте начать жить только на те деньги, которые можем позволить себе тратить, не разоряя бюджет. Команды должны стать частными. Когда человек тратит свои деньги, он тратит или, во всяком случае, старается тратить их с умом. А когда человек тратит чужие деньги, он в лучшем случае тратит их, как попало, а чаще всего просто ворует.

АНТОН ОРЕХЪ

От Redactor