Проблема вернулась. Спустя два года российские телеболельщики вновь оказались перед выбором: смотреть за деньги весь чемпионат России либо довольствоваться одним матчем в туре по выбору Первого канала.

Надо сказать, что бесплатное пиршество последних лет нас немного избаловало. Теперь даже представить себе тоскливо, что в выходные телевизор будет показывать что угодно, кроме самого популярного вида спорта в стране. И что многих ждут не самые дешевые хлопоты по заключению договоров со спутниковой телекомпанией, по установке тарелок на стену дома и поиску места под ресивер в квартире. Нам еще только предстоит, по-видимому, оценить влияние общедоступных трансляций на качество судейства или, к примеру, на поведение ОМОНа во время «кресельных» войн. Есть подозрение, что оно, это влияние, может оказаться довольно заметным.

Ситуация усугубляется тем, что стряслась она в кризис. Увлеченные газовым детективом и запуском в космос курса чужеземной валюты, мы как-то проспали тот факт, что контракт между «НТВ-плюс» и телеканалом «Спорт» закончился, а между «НТВ-плюс» и РФПЛ продолжается. Стало быть, вернулась и проблема: что делать, если смотреть футбол хочется, а платить деньги — нет? И где их взять, эти деньги – особенно теперь?

Кризис, как назло, на редкость плохая пора для отказа от бесплатных социальных льгот. Переход на рыночные отношения важен в любом деле, но отсутствие футбола на ТВ способно сделать тоску оставшихся без работы или потерявших часть зарплаты еще острее.

При этом лишних финансов сейчас нет не только у рядового болельщика, но и у потенциальных организаторов зрелища — других телеканалов. Сопоставив футбольные рейтинги, цену, которую просил «НТВ-плюс», и потенциальный доход от сильно поредевшей рекламы, желающие «купить футбол», если таковые были, свое желание в себе загасили. Проект грозил убытками. А это значит, что с нового сезона нам, скорее всего, придется привыкать к новому формату отношений с телефутболом. Меньше видеть живьем, больше читать в газетах и подсматривать в новостях.

Тут бы самое время, вздохнув для порядка, обнадеживающе заметить: футбол-де во всем мире платный, надо и нам было когда-то к этому прийти. Начнем, помолясь, с сезона-2009, а там, глядишь, доживем до полного просмотрового изобилия.

Не сомневаюсь, что так когда-нибудь и произойдет. Отмечу только: случится это тем быстрее, чем чище будут условия нынешнего эксперимента, чем «рыночнее» пойдет процесс. Скажем, телекомпании «НТВ-плюс» от всей души хочется пожелать максимально полной финансовой зависимости от своих подписчиков. Не секрет, что сейчас эта связь довольно условна. Живут «плюсовцы», по их собственным словам, не только с продаж своих тарелок и услуг, но и на деньги крупного государственного монополиста — «Газпрома». Нашлись бы у телевизионщиков 24 миллиона долларов в год на покупку прав у РФПЛ без такого могущественного спонсора? Сомневаюсь. Станут ли они продвигать в массы свой товар — телекартинку — так же рьяно, как продвигали бы будучи кровно, безальтернативно в этом заинтересованными? Не знаю. Но очень этого хочу.

Индивидуальные спутниковые тарелки, по европейским меркам, устройства не слишком передовые. Куда менее хлопотно, с точки зрения потребителя, получать футбол по кабелю, пусть даже за деньги. Но для максимального охвата аудитории — и, соответственно, для мощной стрижки купюр — необходимо предложить зрителю максимально широкий спектр услуг. Речь даже не о «картинке», снятой пятьюдесятью камерами, а о разнообразных пользовательских пакетах.

Убежден, что в России найдется масса желающих купить, например, без всякой тарелки трансляции только своей любимой команды за адекватную цену 150-200 рублей в месяц. Или получить по кабелю исключительно российский футбол без иностранных чемпионатов и кучи сопутствующих сериально-географически-киношных каналов для домохозяек. Или иметь интерактивную возможность выбрать перед туром для просмотра самый интересный матч.

А раз есть спрос, значит, должно быть и предложение, не так ли? Какому-то департаменту нужно изучать потребности покупателей и для своей же выгоды пытаться максимально их удовлетворить — так делается бизнес. Договариваться с кабельщиками, организовывать собственные сети, продавать то, что люди хотят, но не могут получить из-за нехватки денег либо громоздкости нынешних предложений «НТВ-плюс».

Иными словами, платные футбольные трансляции в России нужно целенаправленно про-дви-гать, поставив во главу угла вечную формулу «товар — деньги — товар». Чем лучше первое, тем больше второго. И наоборот. Искренне верю, что именно это в будущем станет для «НТВ-плюс» главным приоритетом, а продажа тарелок, напротив, со временем отступит на второй план, сыграв свою роль на начальном этапе.

Можно, конечно, пойти и другим путем. Возможный сценарий мы уже видели: людское недовольство трансформируется в гнев высокопоставленных болельщиков, называющих себя рядовыми, а начальственный окрик приводит к администрированию и бесплатным трансляциям, не подкрепленных товарно-денежными отношениями. Но это, мне кажется, тупиковый путь. Как раз сейчас мы активно выступаем за рыночные отношения во внешнеторговых вопросах, радуемся призывам перестать «кошмарить» бизнес. Но ведь футбол — тоже бизнес! И продается, по большому счету, не абстрактная телекартинка, а принадлежащий клубам товар — зрелище. Раз уж государство хочет осуществить свою социальную функцию по отношению к рядовым болельщикам, почему бы ему не поучаствовать в конкурсе за право приобретения прав на трансляции?..

Стоп. Так и запутаться недолго. Потому что «Газпром» — тоже наполовину государство. Получается, именно оно, выкупив права у РФПЛ, потом их же болельщикам в розницу и перепродает?!..

Вопросы, вопросы. Ничто, кроме времени, на них не ответит. Но в том, что пора устранить кособокость в показе российского футбола, присвоить ему статус настоящего товара и заплатить за него настоящую, адекватную цену, никаких сомнений нет. И чем быстрее это произойдет, тем лучше. Кризис на дворе. А в трудную пору не только у хлеба, но и у зрелищ особая цена.

От Redactor