Спасательная операция в горах Алтая закончилась. Жаль погибших людей, но хорошо, что хотя бы четверым удалось выжить. Если на первой стадии многие наблюдатели были преисполнены тревогой и сочувствием, то сейчас, когда вскрылись подробности о целях полета, на первый план вышли эмоции совсем другого рода.

Сейчас, по сути, разворачивается полновесный политический скандал, и его будет сопровождать информационная война, поскольку в этой истории замешаны интересы разных влиятельных общественных и политических сил. Коротко об этом:

1. Общественное мнение. Люди «неангажированные» довольно близко к сердцу восприняли весть о том, что чиновники летели вовсе не по делам, а на охоту, причем на редких животных (по утверждениям некоторых специалистов — на архаров). Уже вчера во многих популярных блогах прокатилась «волна гнева», вызванная фотографией ИД «Алтапресс», на которой запечатлены убитые животные. 

Шутки шутками, но общественное мнение действительно всколыхнулось. Это пошло по газетам, по разговорам в автобусах и т.д. Вся эта история наложилась на зреющее недоверие массы населения к чиновникам, освободившим себя от контроля оппозиции и общества. «Если с Конституцией можно, то почему с Красной книгой нельзя?» — этот вопрос отражает зреющий протест против вседозволенности чиновников-единороссов.

altФото, которое возбудило волну возмущения

2. Власти Республики Алтай попали в сложную ситуацию. Попытки отрицать, что целью полета была охота, провалились. Теперь они делают акцент на том, что «все было законно» — и аренда вертолета, и лицензия на охоту были официально оформлены. Однако и эта позиция «трещит по швам»: судя по всему, будет поставлен вопрос о законности существования в регионе такой системы, которая позволяла столь откровенно «ублажать» VIP-гостей за счет истребления редких животных. Очень вероятно, что в кампанию включатся влиятельные экологические организации. Власти РА будут пытаться отражать информационные атаки: опровергать «непроверенные данные» и «спекуляции».

3. Власти Алтайского края будут пытаться максимально использовать скандал против своего давнего оппонента — «засветившегося» в этой истории Анатолия Банных (подробнее об этом см. здесь). Удар будет направлен на понижение его общественного статуса, чтобы, как минимум, осложнить его дальнейшую карьеру публичного политика. Надо отметить, однако, что в самом Алтайском крае есть как минимум два дела о браконьерстве (убийства медведей и лосей), в которых, как считают многие, замешаны высокопоставленные чиновники, так и не понесшие наказаний. Поэтому раздувание темы начальственного браконьерства может обернуться бумерангом…

4. Федеральный центр поставлен в довольно сложную ситуацию. На фоне показной кампании по «борьбе с коррупцией» всплывает история, показывающая, как на деле с ней «боролись» представитель президента в Госдуме и его сотоварищи. На этом фоне вероятно принятие каких-то решений, ограничивающих возможность организации столь откровенных «царских охот». Вероятно, вину попытаются свалить на пилотов вертолета. По-видимому, до тех пор, пока не схлынула волна общественного возмущения, будут проблемы и у Анатолия Банных. Однако вместе с тем Москва не заинтересована в «раздувании» этой истории, поскольку она открывает на всеобщее обозрение то, что в чиновничьей среде стало практически нормой. Поэтому дело, скорее всего, «спустят на тормозах», а противоречия между «двумя Алтаями» будут использованы Центром по принципу «разделяй и властвуй».

В целом вся эта история, несомненно, далеко выйдет за «природоохранные» рамки. Она станет одним из этапов осознания обществом того, какая пропасть существует сейчас между массой населения и неподконтрольными обществу чиновничьими кланами.

Юрий Чернышов, профессор, директор Алтайской школы политических исследований.

От Redactor